Мы привыкли к тому, что канат, или трос, является сверхпрочной веревкой, скрученной из множества нитей. Производство данного изделия давно на потоке. Наибольшая популярность — у восьмипрядных плетеных канатов, для изготовления которых применяется технология репсового переплетения. Известны также трехрядные канаты типа тросовой свивки. В качестве материалов для троса берут натуральные — лен, джут, пеньку, а также синтетические соединения.
Предвестники современных канатов изготовлялись из лозы. Сведения об этом дошли до наших дней благодаря находкам в результате археологических экспедиций. Старейшие фрагменты веревок датируются совсем ранним периодом в развитии человечества — 17 000 до н.э. Ученые пошли дальше и выяснили, что египтяне в строительных работах применяли канаты из шкур животных и тростниковых волокон.
Если говорить о ранних цивилизациях, то нужно отметить, что в Древнем Китае для плотных веревок применяли гашиш, а в Африке не обходились без «щучьего хвоста».
В России эпоха каната началась с императора Петра I. Материала для канатов для развития флота и судостроения у нас закупала вся Европа. Российские умельцы делали канаты фабричным способом.
Материалы для изготовления прочной веревки в разные эпохи применялись разные, в том числе и исходя из экономических обстоятельств. А вот сам метод создания каната в веках изменений не претерпел. Чтобы изготовить канат, нити нужно переплести между собой, а потом завести их в пряди. При этом если нити следует скручивать в одну сторону, то пряди — в противоположную.
Чтобы повысить прочность веревки и усилить срок ее службы, используется оригинальная пропитка, с добавлением красителей.